Развенчание нервов

January 31, 2018

   Пока я не понял, насколько действительно фильмы Быкова близки народу, я не решился посмотреть «Дурака». Пощекотав «Майором» нервишки, я не придал значения этому режиссеру, не увидев в фильме никакой эстетики, кроме эстетики припадка и психоза. 
   Взять «Дурака», «магией» фильма проникаешься с самого начала, нервическое состояние не отпускает от первых кадров до заключительных титров как вцепившийся в твою больничную пижаму шизофреник – сосед по палате, рьяно нашептывающий с пеной у рта свое параноидальное бредообразование. Быков просто не дает зрителю опомниться и делает из него неврастеника упрямо и последовательно – кадр за кадром. 
   Если бы зритель перед просмотром фильма делал установочку на анализ, он заметил бы, что, как минимум, странно то, что трубу с кипятком разрывает как раз в тот момент, когда алкаш под ней лупит жену (моментальная карма?); что двое мужиков бегут среди ночи спасать лавочку, которую ломают дерущиеся хулиганы; при этом драка их совершенно не интересует, они бегут спасти лавку, да и сама драка, еще секунду назад напоминавшая ледовое побоище, вдруг оказывается понарошечной, поскольку драчуны вдруг разбегаются при виде старика и его молодого сына. Тут же вокруг лавки развертывается целая трагедия, и продолжается дома – истово выясняется, кто в доме дурак. В итоге отец семейства идет среди ночи чинить лавку, чтобы, видимо, бабки с самого утра смогли засесть как следует. 
   Даже при самом строгом анализе, к середине фильма зрителя охватывает неврастения, условные рефлексы не отменяет вся абсурдность ситуации, где бригадир-сантехник, ни говоря ничего жильцам, решает в обход начальству ехать в ресторан к гуляющей там администрации и чуть ли не блюющим им объяснять всю опасность сложившейся ситуэйшн. Нет, сюжет, конечно, я не мудак пересказывать, вся страна смотрела и текла, но такие перлы как алкоголик, говорящий: а чё ты ради такой швали, как мы, распереживался? – это оригинально. Обычно-то такие люди даже алкоголиками себя не считают и чуть что: я Киев брал, я в рот ебал, я кровь мешками проливал, а тут вдруг: мы шваль, ебанется дом, да и хуй с ним! Интересно получается. Да и главный герой, якобы юродивый, начал все дело как-то уж хитро, нет чтобы поддержкой жильцов сперва заручиться, а он все шепотком да тихой сапой в администрацию побежал, а потом удивляется, что жители его под конец отпиздили как того пастушка, который кричал «волки-волки», а ему на этот раз не поверили. Впрочем, и это последняя сцена не менее абсурдна, чем все остальные. И посвящение памяти Балабанова. 
   Конечно, последний делал совсем другого рода лубок и такой грубой, топорной работы не допускал. Да и всегда у него (Балабанова) была на первом месте эстетика, никогда не воздействовал он тупо на психику, не играл на эмоциях, высекая из нервозного зрителя пот как слюну из собаки Павлова условным рефлексом. В какой бы мрак и абсурд не погружал он зрителя, последний не ставил под сомнение логику произведения, (так же не сомневается в ней ребенок, слушающий сказку про отрубленного бабкой с собственной руки мальчика-спальчика). Фильмы Балабанова приятно проживать снова и снова, как перечитывать любимые книги (даже если это ужасы). Фильмы Быкова – психотерапия, по принципу подобное лечить подобным – заику напугать до полусмерти, чтобы избавить от заикания. Балабанов – режиссер-психолог, Быков – режиссер-психиатр (а, как это бывает, психиатр всегда и сам чуток ебанутый). 
   При этом не хочется умалить талант Быкова: взять любую ЧПшную ситуацию (сбили ребенка, рушится дом) и вывести из нее драматургию высокого уровня (по накалу страстей, по скорости цепной реакции, с которой развертывается безумный клубок сюжетных перипетий, по ярким сценам и острым диалогам). Но все-таки это немного не тот красочный лубок Балабанова. «Дурак» Быкова, скорее, напоминает талантливую иллюстрацию социальной рекламы с ее не прикрытым психическим воздействием, чем эпического «Брата» Балабанова, этого Илюшу Муромца, слезшего с печи и пошедшего в Москву (а потом и в С.Ш.А.) на Великие Погромы. 
   Если психика и душа по сути – одно и тоже, то все-таки Балабанов в этой связи – душа, а Быков – чистая психика. Ударили по коленочке, ножка и дернулась, где большое искусство, где? Но зато про нас, про народ. Про говно. Спасибо. От души.

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Иван Евсеенко (мл). Чиквантино

October 25, 2019

1/10
Please reload

Недавние посты